Маяки

Огонь стал спасительным для древнего человека, сделав его жилище теплым, а еду вкусной. Но и после огонь не раз приходил на помощь людям. В этой статье мы расскажем о спасительных огнях маяков, которые с давних времен помогали рыбакам в шторм и бурю возвращаться к берегу, а морякам обходить рифы и губительные для кораблей отмели. 


Скорее всего, первый костер, который помог нашим далеким предкам, застигнутым ночью в море, благополучно вернуться на берег, был разведен случайно. Этот случай запомнили в силу его жизненной важности и стали использовать береговые огни регулярно. Вероятно, первыми, кто начал разводить костры на побережье, были жены рыбаков и мореходов. 


Согласно словарю, маяк — это стационарное навигационное сооружение, башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове или в устье реки.


Но начиналось все именно с прибрежных костров. Греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Упоминания о таких сигнальных огнях есть в «Одиссее» Гомера, который рассказывает, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей мог узнать родную гавань.


Именно греки начали строить каменные башни и разводить огонь на их кровлях. Специальные служащие следили, чтобы в ночное время на этих башнях горело пламя, а днем оттуда подымался столб дыма. Уже в VII‒VI веках до нашей эры сигнальные огни использовались и на берегах Черного моря, в эллинских городах-колониях. Например, башня-маяк Неоптолем возвышалась у входа в Белгород-Днестровский лиман, у поселений Тира и Никоний. 


О других маяках — башнях в портах Средиземного моря мы узнаем из «Естественной истории» римского ученого Плиния Старшего. Знаменитый Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, построенная около 290 года до нашей эры при входе в Родосскую гавань, — тоже был маяком. Существует предположение, что Колосс с факелом в руке стоял над входом в гавань с расставленными ногами, образовывавшими ворота, через которые свободно проходили корабли.


«Колос Родосский». Гравюра 18 в.


О внешнем виде древних маяков мы узнаем из изображений на монетах, барельефах, описаний некоторых историков и путешественников. Чаще всего это были крытые башни из нетесаного камня. Со стороны моря на башне имелся створ в виде узкого окна. Мерцающий огонь маяка можно было увидеть именно благодаря этой прорези. В крыше башни-маяка делали небольшое отверстие. Сквозь него выходил дым, который служил ориентиром в дневное время. 


Среди семи чудес света, между прочим, тоже есть маяк. К сожалению, он был разрушен до основания землетрясением 1326 года. Но память о нем жива до сих пор. Речь идет о величественном Александрийском маяке, названном в честь Александра Македонского. На своем военном пути из Македонии в Индию Александр основал город Александрию Египетскую. Это был крупнейший на то время порт мирового масштаба. Царь Птоломей I (323–385 гг. до н.э.), потомок одного из сподвижников Александра, решил построить в нем величественный маяк. Архитектором этого великолепного строения стал Сострат, а в его возведении были задействованы десятки тысяч рабов. Башня-маяк, по некоторым данным, возвышалась на 180 метров. Вес каменных блоков, служивших материалом для постройки, достигал 75 тонн. Вверху башня была украшена мраморными статуями и крытой колоннадой — именно здесь и разводили огонь. Для обслуживания гигантского маяка требовалось около трехсот человек ежедневно (видимо, с тех времен берет свое начало профессия смотрителя маяка). Они доставляли наверх дрова и другие горючие материалы. Строительство Александрийского маяка завершилось в 283 году до нашей эры и обошлось в 800 золотых талантов (1 талант — 26,2 кг), то есть около 21 тонны золота, что по нынешним меркам составило бы почти 200 млн долларов.


«Александрийский маяк». Мозаика 4 в. н. э.


До сих пор продолжает служить маяком башня Геркулеса (самый старый маяк, сохранившийся до наших дней), построенная во время правления Траяна в І веке до нашей эры на рейде порта Ла Корунья, что на северо-востоке Испании. Ее высота — 41 метр.


Следует отметить, что к началу нашей эры действовало 27 маяков, которые освещали берега Дарданелл, Босфора, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании и Ла-Манша. В дальнейшем строительство маяков застопорилось. К примеру, береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, во избежание нападения пиратов. 


В США первый маяк был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Известная Статуя Свободы с 1886 по 1902 год также использовалась как маяк. Собственно, она и строилась в качестве маяка. По задумке, она должна была встречать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.


Первый плавучий маяк, установленный на специальных понтонах или буях и прикрепленный якорем ко дну, появился в 1820 году в устье Темзы, а на море (Северном) только 60 лет спустя. Функции плавучих маяков схожи с функциями стационарных сооружений.


Важным для развития маяков открытием стала линза Френеля, которая направляла в сторону кораблей не один тонкий луч, а рассеянный источник света. Благодаря этому приспособлению была значительно увеличена дальность действия маяков. Сама линза появилась на свет в 1820 году.


В 1837 году в Европе впервые была внедрена система обозначения «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Эта система помогает морякам понять, какой маневр должен совершить корабль, чтобы пройти сложный участок.


Иван Айвазовский «Неаполитанский маяк», 1842 г.


В конце XIX века в мире насчитывалось всего около ста маяков. Но именно в это время такие объекты начали строиться более активно.


Двумя очень важными моментами в истории маяков стало изобретение Томасом Эдисоном в 1879 году лампочки накаливания и Густавом Даленом в 1907-м солнечного клапана. Это позволило сделать маяки автоматическими. Густав Дален в 1912 году стал лауреатом Нобелевской премии по физике с формулировкой «за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях». А источниками света в маяках со временем стали служить электрические лампы.


С внедрением солнечного клапана профессия смотрителя маяка ушла в небытие. Сейчас маяки обслуживаются техниками, только когда возникает необходимость в ремонте. 


Кому-то может показаться, что и сами маяки скоро канут в лету: куда им тягаться с современными навигационными технологиями, включая эхолоты, сонары и прочее? Однако стоит заметить, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте не подведет. Несмотря на наличие многочисленных и весьма эффективных современных приспособлений, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации в море, и поэтому роль маяков как навигационного сооружения нисколько не уменьшается. В настоящее время количество работающих во всем мире маяков составляет около полутора тысяч.


Эта статья дополняет замечательную книгу «Секреты огня». Если тебе интересно узнать больше про огненную стихию, тогда жми сюда!