Батискаф DSV-2 Alvin
Длина: 7,1 м.
Ширина: 2,6 м.
Высота: 3,7 м.
Сухая масса: 17 т.
Экипаж: 3 человека.
Автономность аварийная: 72 ч.
Максимальная скорость (подводная): 3,4 км/ч (2 узла).
Рабочая глубина погружения: до 4500 м.
Предельная глубина погружения: до 7000 м.
«Элвин» считается самым известным в мире и старейшим из действующих пилотируемых глубоководных аппаратов. С момента его постройки в 1964 году этот батискаф произвел почти пять тысяч глубоководных погружений, обнаружил черных курильщиков, сфотографировал «Титаник», нашел потерянную водородную бомбу и исследовал самый масштабный разлив нефти в истории человечества. На основе наблюдений, сделанных с «Элвина», было опубликовано около двух тысяч научных статей.
Пилотируемое подводное судно, получившее обозначение DSV-2 (от Deep Submergence Vehicle – аппарат глубоководного погружения), разрабатывалось как замена батискафов классической конструкции, использующих для поддержания плавучести емкость с бензином, и других, менее маневренных, океанографических аппаратов. Компактная конструкция, получившая название беспоплавковой, стала возможной за счет использования вместо бензина более совершенной синтактической пены – композитного материала, представляющего собой полые сферические частицы из стекла, равномерно распределенные в эпоксидной смоле. Этот легкий и исключительно прочный материал хорошо противостоит сжатию и обеспечивает лучшую плавучесть, чем бензин такого же объема.
Созданием аппарата по заказу Военно-морских сил США занималась корпорация General Mills, известная своим широким спектром специализации – она производит и пищевые продукты, и товары народного потребления, и авиабомбы, и ядерные боеголовки. По завершении строительства в июне 1964 года подводное судно, получившее название «Элвин» (Alvin) в честь океанографа Эллайна Вайна (Allyn Vine), поступило в распоряжение Вудскоулского океанографического института.
1 - датчик потока. 2 - конструкция аппарата. 3 - аварийный стробоскоп. 4 - аварийный радиоприемник. 5 - вентиль главной балластной сферы. 6 - прожектор рубки. 7 - люк рубки. 8 - приемопередатчик подводного телефона. 9 – гидролокатор. 10 - точный глубиномер. 11 - блок электрических предохранителей. 12 - подъемные пропеллеры. 14 - регулируемый балласт и баллоны высокого давления с воздухом. 15 - синтактическая пена. 16 - рулевая рама. 17 – руль. 18 – телекамера. 19 – люк. 20 - камера и стробоскоп. 21 - сфера для экипажа. 22 - передний обзорный иллюминатор. 23 - носовая ртутная балластная сфера. 24 - сквозные электропенетраторы. 25 - нижний обзорный иллюминатор. 26 - замок сферы. 27 - насос регулируемого балласта. 28 - цистерна главного балласта. 29 - аккумуляторы (3). 30 - электрораспределительный блок. 31 - главный движитель. 32 - кормовая ртутная балластная сфера. 33 - мотор хвостового движителя с пропеллером. 34 – футы. 35 – метры.
В конструкции 17-тонного подводного судна предусмотрена сфера, внутри которой пилот и двое ученых могут проводить на глубине до девяти часов. Для обеспечения безотказной работоспособности и безопасности экипажа «Элвин» регулярно подвергался капитальным ремонтам и модификациям. Его полностью разбирали как минимум раз в пять лет. На сегодня в конструкции аппарата не осталось ни одной детали, которую не обновили бы хотя бы один раз.
Первоначальная версия аппарата была рассчитана на погружение до 2440 м. Для испытаний батискафа его в беспилотном режиме опустили на глубину 2300 м и продержали под водой в течение 12 часов. А в июле 1965 года сотрудник Океанографического института в Вудс-Холле Уильям Рейне совершил на борту «Элвина» погружение в подводный каньон Язык Океана на глубину 1829 м.
В марте 1966 года задачей глубоководного аппарата стал поиск водородной бомбы мощностью в 1,45 Мт, затонувшей в Средиземном море в результате аварийного сброса с американского стратегического бомбардировщика B52G, с которым произошла авиакатастрофа в январе того же года. «Элвин» не только обнаружил пропажу на глубине 777 м, но и со второй попытки доставил бомбу на поверхность.
А в 1967 году с «Элвином» случилась первая серьезная неприятность. Достигнув дна на глубине 610 м у берегов Флориды, аппарат потревожил рыбу-меч, отдыхавшую на песчаном грунте. Рассерженная рыба атаковала подводное судно, пронзив внешнюю полистироловую обшивку легкого корпуса и застряв в ней. Электропроводка и иллюминаторы уцелели, но экипажу пришлось объявить аварийную ситуацию и всплыть на поверхность, прихватив с собой незадачливого морского хищника.
Примечательно, что конструкцией «Элвина» изначально предусмотрено аварийное отсоединение наружной части корпуса со сферой в случае крайней необходимости (например, если батискаф застрянет где-то под водой). При этом сфера с людьми всплывет на поверхность за счет собственной плавучести.
Аварийное разъединение «Элвина»
Следующее чрезвычайное происшествие случилось в октябре 1968 года. Во время подготовки к очередному погружению, когда «Элвин» уже висел на тросах над поверхностью океана, а экипаж уже занял свои места, но не успел закрыть люк, внезапно оборвались два удерживающих троса. Аппарат упал в воду и начал быстро тонуть, поскольку его сфера оказалась полностью затопленной. Экипажу удалось спастись, но «Элвин» очутился на дне, на глубине 1500 м.
Непогода и прочие неблагоприятные обстоятельства стали причиной того, что поисками затонувшего батискафа занялись только в июне следующего года. Фото обнаруженной пропажи не слишком обнадежило спасателей – хотя аппарат практически не имел повреждений, поднять его с такой большой глубины казалось невозможным. Однако с помощью батискафа «Алюминаут», схожего с «Элвином» по конструкции, «утопленника» удалось окутать нейлоновой сетью, поднять на поверхность и отбуксировать в Вудс Холл, где его в очередной раз отремонтировали.
В 1973 году стальную сферу заменили титановой, что позволило увеличить глубину погружения до 4,5 км.
В 1986-м «Элвин» погружался для обследования затонувшего «Титаника». С его помощью было сделано множество фотографий как снаружи, так и внутри знаменитого лайнера.
Однако главным открытием «Элвина» считается обнаружение черных курильщиков – гидротермальных источников, являющихся настоящими оазисами жизни в считавшихся до этого безжизненными глубинах.
Во время последнего обновления, которое завершилось в 2013 году, «Элвин» получил новую титановую сферу, просторнее прежней на 20 % и с пятью обзорными иллюминаторами вместо трех. А самое главное ‒ теперь теоретическая глубина погружения аппарата составляет 7000 м, то есть ему стали доступны 98 % океанического дна.
Примечательно, что новую сферу создавали для подводного аппарата, который должен был прийти на смену «Элвину». Однако вместо этого «старичок» в очередной раз «омолодился», получив новейшую систему навигации, новый эхолот и совершенно новые электродвигатели, которые сделали его более маневренным.
Все указывает на то, что легендарный глубоководный аппарат не торопится стать музейным экспонатом и готов к открытию новых тайн океана.
Эта статья из крутого проекта «Умный плакат «Глубины океана»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!
А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Планета Земля».