Батискаф FNRS-3

Длина: 16 м.

Ширина: 3,35 м.

Сухая масса: 28,6 т.

Экипаж: 2 человека.

Аварийная автономность: 24 ч.

Максимальная скорость (подводная): 0,5 узла (15 м/мин).

Рабочая глубина погружения: до 4000 м.

Предельная глубина погружения: 4050 м.


FNRS-3 ‒ второй в мире батискаф. А если учесть, что первый ‒ FNRS-2 ‒ был экспериментальным и совершил всего два погружения, которые правильнее было бы назвать испытаниями, то именно FNRS-3 можно считать первым в мире аппаратом, который полноценно использовался для глубоководных погружений. Возникает логичный вопрос: а каким же тогда по счету был FNRS-1? Этот аппарат действительно существовал, и его, как и два последующих, создал один и тот же человек – Огюст Пиккар. Но FNRS-1 был вовсе не батискафом, а стратостатом – наполненным водородом воздушным шаром с подвешенной герметичной алюминиевой кабинкой (гондолой). В отличие от батискафов, используемых для изучения морских глубин, с помощью стратостата изучались космические лучи в верхних слоях атмосферы на высоте около 17 тыс. м. Аббревиатура FNRS расшифровывается как Fonds National de la Recherche Scientifique – Бельгийский национальный фонд научных исследований. Именно эта организация финансировала постройку всех трех аппаратов, не имевших на тот момент аналогов в мире.


Разработка батискафа FNRS-3 началась в 1950 году. По сути, это была глубокая доработка первого батискафа, который к тому времени был поврежден при буксировке в штормовую погоду. К принципиально новому глубоководному аппарату проявил интерес военно-морской флот Франции, поэтому все работы финансировались из оборонного бюджета этой страны. Проектные работы возглавлял инженер Корабельного корпуса Ж. М. Гемп, а изобретатель батискафа Огюст Пиккар и его коллега Макс Козинс были приглашены в качестве научно-технических консультантов. В 1952 году Пиккар принял предложение возглавить строительство нового итальянского батискафа «Триест», поэтому дальнейшая разработка FNRS-3 проходила без его участия. Вскоре и Гемп был переведен в Индокитай, а проектирование батискафа возглавил Пьер Вильм.


3 июня 1953 года батискаф FNRS-3 был спущен на воду, после чего в течение трех месяцев его испытывали, погружая на различные глубины. Иногда из-за перегорания предохранителей происходил сброс аккумуляторов и балласта, при этом батискаф аварийно всплывал, но вскоре все недоработки были устранены, и 24 сентября 1953 года представители Бельгии официально передали аппарат во владение ВМФ Франции.



15 февраля 1954 года FNRS-3 совершил погружение на глубину 4 050 м. Этот показатель оставался мировым рекордом в следующие пять лет, пока «Триест» не совершил свое легендарное погружение в Марианскую впадину на глубину 10 919 м.

Батискаф совершил еще несколько десятков погружений, в основном на глубину до 2300 м. Его использовали в Средиземном море и в Атлантическом океане, а в 1958 году он был арендован Японией и совершал погружения у северо-восточной части острова Хонсю.


Если погружение совершалось недалеко от морского порта, батискаф готовили прямо в гавани, а затем буксировали судном обеспечения до нужного места. Если же планировалось погружение вдали от берега, батискаф доставляли в трюме специального грузового судна, после чего спускали на воду судовым краном.


Отсеки поплавка заполняли бензином, а балластные бункеры – стальной дробью. Экипаж батискафа подплывал на надувной лодке и занимал свои места в гондоле. Сопровождавшие его аквалангисты закрывали входной люк в шахту батискафа, отсоединяли электрический кабель и открывали клапаны шахты и балластных цистерн, чтобы вода заполнила все полости поплавка. После того как батискаф начинал спуск, водолазы сопровождали его примерно до глубины 40 м.


Экипаж регулировал скорость погружения, дозированно сбрасывая балласт (стальную дробь) или выпуская часть бензина из компенсирующего отсека. По достижении нужной глубины часть балласта сбрасывалась, и батискаф «зависал» в толще воды. По завершении миссии сбрасывался весь балласт, и аппарат начинал подъем. Все корабли сопровождения, получив сообщение о подъеме, во избежание случайного столкновения с всплывающим батискафом удалялись от предполагаемого места всплытия.


На поверхности экипаж или встречающие аквалангисты продували шахту и балластные цистерны сжатым воздухом, открывали люки, и экипаж покидал батискаф, перебираясь на корабль сопровождения. Бензин перекачивали в цистерны судна-носителя, а сам батискаф поднимали из воды и помещали в трюм или буксировали в близлежащий порт.


После выработки ресурса (когда металл гондолы уже не мог выдерживать проектных нагрузок) FNRS-3 был установлен в Тулоне под открытым небом как корабль-памятник. На смену ему ВМФ Франции принял батискаф «Архимед».


Эта статья из крутого проекта «Умный плакат «Глубины океана»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!


А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Планета Земля».