Батискаф «Мир»
Длина: 7,8 м.
Ширина: 3,8 м.
Высота: 3,0 м.
Сухая масса: 18,6 т.
Экипаж: 3 человека.
Автономность аварийная: 82 ч.
Максимальная скорость (подводная): 5 узлов (9,3 км/ч).
Рабочая глубина погружения: до 6000 м.
Предельная глубина погружения: до 6500 м.
В 1970 году океанолог, доктор технических наук И. Е. Михальцев заявил о незаменимости непосредственного участия человека в исследовании океанических глубин по сравнению с любыми роботами и беспилотниками. Работая на должности заведующего отделом глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии, он стал инициатором и руководителем работ по созданию и испытаниям исследовательских подводных аппаратов «Мир» с глубиной погружения до 6000 м.
Главным затруднением в сооружении нового батискафа стало то, что в СССР не было технологий, позволяющих создать камеру-сферу из титана, выдерживающую давление в 600 бар. В то же время заказать ее выполнение в других странах мешал действовавший в те времена договор о запрете экспорта в СССР передовых технологий. После продолжительных поисков исполнителей удалось договориться с фирмой Rauma-Repola Oceanics из Финляндии. Эта страна не подписывала упомянутого договора, к тому же чиновники из международной комиссии, контролирующей экспорт в страны соцлагеря, не чинили препятствий, поскольку не верили, что из этой затеи что-нибудь выйдет – вместо титана в изготовлении сферы предполагалось использовать сталь, что, по мнению специалистов, говорило о несовершенстве конструкции.
Тем не менее, финским инженерам удалось спроектировать и создать двухметровые сферы с достаточно толстыми стенками, чтобы выдерживать сильное давление, и в то же время достаточно легкие, чтобы сохранять в воде положительную плавучесть, то есть не тонуть под собственным весом. Уникальная технология, разработанная для отливки стальной сферы, была использована в 2012 году при изготовлении батискафа Deepsea Challenger.
1 ‒ гидролокатор. 2 ‒ фотовспышка. 3 ‒ носовая балластная сфера. 4 ‒ легкий корпус. 5 ‒ прочный корпус. 6 ‒ люк. 7 ‒ рым. 8 ‒ боковые движители. 9 ‒ аварийный буй. 10 ‒цистерна главного балласта. 11 ‒ стабилизатор. 12 ‒ гидрофоны. 13 ‒ кормовая балластная цистерна. 14 ‒ маршевый движитель. 15 ‒ поворотная штанга. 16 ‒ поворотная рама. 17 ‒ манипулятор. 18 ‒ датчики системы сбора данных. 19 ‒ бункер для образцов. 20 ‒ бункер с дробью. 21 ‒ баллон воздуха под высоким давлением. 22 ‒ лыжи. 23 ‒ насос для перекачивания морской воды. 24 ‒ технологические лючки. 25 ‒ сбрасываемая часть легкого корпуса. 26 ‒ аккумуляторные боксы.
В качестве наполнителя поплавка батискафа «Мир» использовалась синтетическая пена, также произведенная в Финляндии, на Exel Oyj. В отличие от бензина, наполнителя в первых батискафах, пена, состоящая из полых стеклянных шариков, залитых эпоксидной смолой, обеспечивает аналогичную подъемную силу при гораздо меньших объемах, что позволяет сделать глубоководный аппарат более компактным. К тому же пена меньше сжимается, а главное – нет риска утечек при случайном повреждении наружной части корпуса аппарата. Поплавок аппарата «Мир» содержит 8 м3 композитной пены.
Отдельного внимания заслуживает система аварийного спасения батискафа, которая состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикрепленным к нему кевларовым тросом длиной 7000 м. Спасатели, обнаружив буй на поверхности воды, спускают по кевларовому тросу половину сцепки (по конструкции примерно такой же, как используемая для сцепки железнодорожных вагонов), которая, доходя до аппарата, автоматически сцепляется с ним. После этого аппарат поднимают с помощью длинного и очень прочного силового троса.
В 1981 году на финской верфи Hollming в городе Раума было построено научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», специально предназначенное для транспортировки и обеспечения подводных обитаемых аппаратов. Изначально этот корабль использовался для глубоководных аппаратов «Пайсис» с глубиной погружения 2000 м. В 1987 году, когда Rauma-Repola Oceanics завершила постройку двух батискафов «Мир», судно было переоборудовано под их обеспечение. Получившийся уникальный глубоководный исследовательский комплекс, объединяющий судно и два батискафа «Мир», оснащен навигационным оборудованием и научными приборами для проведения широкого комплекса океанологических исследований.
Испытательные погружения проходили в Ботническом заливе и в Атлантическом океане. Аппарат «Мир-1» успешно погрузился на глубину 6170 м, а «Мир-2» – на 6120 м. Обнародованные технические данные батискафов подняли репутацию финской компании, обеспечив ее заказами от международных концернов. Однако развитию отрасли помешала политика: США, в которых все глубоководные аппараты принадлежат военному ведомству, применили все возможные рычаги влияния, чтобы Rauma-Repola Oceanics отказались от развития морских технологий, причем не только глубоководных – помимо всего прочего компания прекратила выпуск нефтяных платформ. Сегодня финский концерн Rauma-Repola занимается деревопереработкой.
Большая рабочая глубина погружения ‒ 6000 м ‒ позволяет глубоководным аппаратам «Мир-1» и «Мир-2» исследовать 98,5 % пространства Мирового океана. С 1987 года были совершены сотни научных экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, в ходе которых исследовались глубоководные горячие источники – черные курильщики, велся поиск полезных ископаемых. Десятки погружений были совершены аппаратами в озере Байкал с целью изучения уникальной природы этого самого глубокого в мире пресного водоема. После этого «Миры» участвовали в экспедиции на Женевское озеро – второе по величине озеро в Европе, расположенное в Швейцарских Альпах.
2 августа 2007 года с помощью батискафов «Мир» впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе.
Батискафы «Мир» несколько раз использовались для обследования затонувших подводных лодок. Именно с помощью «Миров» удалось установить причину гибели атомной подводной лодки «Курск», трагически затонувшей летом 2000 года.
Широкую известность аппаратам «Мир» принесло участие в съемках фильма «Титаник» режиссера Джеймса Камерона в 1997 году. Впоследствии с помощью этих батискафов было снято еще несколько художественных и научно-популярных фильмов, показывающих океанические глубины.
В 2004 году оба аппарата «Мир» прошли полную переборку. Были проведены испытания сфер и внесены отдельные модификации с использованием современных технических достижений. В 2008 году во всем мире существовало лишь три пилотируемых аппарата помимо «Мира-1» и «Мира-2», способных погружаться на глубину 6000 м. Это американский «Си Клиф» (Sea Cliff), французский «Нотиль» (Nautile) и японский «Синкай 6500» (Shinkai 6500). Последний установил рекорд погружения для существовавших на тот момент батискафов, опустившись на глубину 6527 м.
В 2011 году весь научно-исследовательский комплекс, по оценкам специалистов, один из наиболее оснащенных и работоспособных, был передан под контроль Госкомимущества России. Из-за недостатка финансирования судно «Академик Мстислав Келдыш» сдали в аренду (фрахт, согласно мореходной терминологии). Аппарат «Мир-1» в 2015 году поместили в Музей Мирового океана в качестве экспоната. Он находится в пригодном для работы состоянии и в любой момент может быть возвращен на борт судна обеспечения. Оставшийся в строю «Мир-2» периодически сдается в аренду коммерческим или научным организациям для выполнения глубоководных исследовательских работ. Несмотря на международный опыт исследования океана с использованием обитаемых глубоководных аппаратов, российские власти признали использование батискафов «Мир» нерентабельными, предлагая применять дистанционно управляемые беспилотные аппараты. Капитальный ремонт, который необходим глубоководным аппаратам каждые 10 лет (последний проводился в 2011 году), скорее всего, останется без финансирования. С 2017 года интерес к батискафам «Мир» проявляет Китай, который предлагает оплатить ремонтные работы.
Эта статья из крутого проекта «Умный плакат «Глубины океана»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!
А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Планета Земля».