Обломки лайнера «Титаник»

Длина: 269 м.

Ширина: 28,2 м.

Высота (от киля до верхушек труб): 53,3 м.

Водоизмещение: 52 310 т.

Скорость хода: 23 узла (42,6 км/ч).


Трагедия пассажирского лайнера «Титаник» вошла в историю как самая знаменитая катастрофа XX века. До 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас» и погибло более 4000 пассажиров, гибель «Титаника» оставалась самой крупной морской катастрофой, произошедшей в мирное время, – по различным данным, число жертв составило от 1400 до 1517 человек. Спасти удалось 712 человек, среди которых 189 членов экипажа, 129 пассажиров-мужчин, 394 – женщины и дети.


«Титаник» был вторым из трех трансатлантических пароходов-близнецов, построенных на верфи «Harland & Wolff» по заказу судоходной компании «White Star Line» в период с 1907 по 1914 г. Первым кораблем этой серии стал «Олимпик», третьим – «Британник». На момент их ввода в эксплуатацию эти суда были самыми большими в мире.


Наиболее благоприятно сложилась судьба парохода «Олимпик» – он совершал рейсы между Саутгемптоном (Великобритания) и Нью-Йорком (США) до 1935 года, после чего был отправлен на слом. Сооруженный последним «Британник» изначально должен был называться «Гигантиком», но после крушения «Титаника» владельцы корабля решили быть скромнее. С началом Первой мировой войны «Британник» был переоборудован в плавучий госпиталь и в 1915‒1916 годах вывозил раненых из зоны боевых действий в восточном Средиземноморье. 21 ноября 1916 года корабль подорвался на мине и затонул, однако тогда удалось эвакуировать практически всех находившихся на судне людей, благодаря чему спасательная операция на «Британнике» считается одной из самых успешных в истории мореходства. Примечательно, что среди 1036 спасенных были медсестра Вайолетт Джессоп и кочегар Артур Джон Прист, которые до этого успели пережить крушение «Титаника».



Начиная со второй половины XIX века с повышением уровня комфорта и ростом скорости морских судов увеличивался спрос на трансатлантические рейсы. За престижный приз – Голубую Ленту Атлантики – сражались три главных судоходных компании того времени: «Cunard Line», «White Star Line» и «Norddeutscher Lloyd». Корабли становились все больше и комфортабельнее, увеличивалась скорость их хода. В какой-то момент компания «White Star Line» стала терять позиции на рынке – именно тогда было принято решение о постройке самых больших и комфортабельных лайнеров класса «Олимпик».


Закладка «Титаника» на верфи в Белфасте (Северная Ирландия) состоялась 31 марта 1909 года. «Сухой док Томпсона», в котором строился новый пароход, на тот момент был самым крупным судостроительным сооружением в мире и единственным, способным справиться с такой задачей. Журналисты сравнивали строившееся судно по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте – с 11-этажным домом.


На новом лайнере было восемь палуб: верхняя, шлюпочная, и еще семь под ней, обозначенные сверху вниз буквами от А до G. Расстояние между палубами варьировалось в пределах от 250 до 320 см. На открытой шлюпочной палубе размещалось 20 спасательных шлюпок, которые могли вместить 1178 человек, а вдоль бортов тянулись прогулочные палубы – променады. Остальные палубы были заняты каютами, салонами, променадами, отделениями для багажа и почты, а также отсеками, в которых располагались шесть котельных с угольными бункерами, машинное и турбинное отделения. 



У судна было второе дно, которое располагалось примерно в полутора метрах над килем и занимало 9/10 длины судна, не захватывая лишь небольшие участки в носовой части и корме. Именно на втором дне были установлены котлы, поршневые паровые машины, паровая турбина и электрогенераторы. Все это было прочно закреплено на стальных плитах, а оставшееся пространство использовалось для грузов, угля и цистерн с питьевой водой. На участке машинного отделения второе дно поднималось на 2,1 м над килем, что должно было усилить защиту лайнера в случае повреждения внешней обшивки. Двойное дно и 16 водонепроницаемых переборок были новшеством для того времени, и конструкторы считали судно непотопляемым. Никто не мог даже предположить, что одновременно могут быть повреждены сразу несколько отсеков.


«Титаник» был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, приводившими в движение два наружных гребных винта, а также паровой турбиной, вращавшей средний винт. Номинальная суммарная мощность энергетической установки лайнера составляла 50 тыс. л. с., но допускалось развитие мощности и до 55 тыс. л. с. На полном ходу корабль мог развивать скорость до 25 узлов (около 46 км/ч). Для работы всей силовой установки требовалось около 610 т угля в сутки. Более 100 кочегаров трудились у 159 угольных топок, а режим выработки пара, интенсивность подачи топлива и его шуровки регулировал вахтенный механик с контрольного мостика машинного отделения при помощи котельного телеграфа и шуровочного индикатора.



У «Титаника» было 4 трубы, диаметр каждой из которых составлял 7,3 м, а высота – 18,5 м. Три первые трубы отводили дым из топок котлов, четвертая, расположенная над отсеком турбины, служила вытяжкой из судовых кухонь и курительных комнат. А еще для красоты ‒ с ней судно выглядело более мощным.


Стальные листы внешней обшивки и внутренних межсекционных переборок соединялись при помощи стальных заклепок. Всего для постройки «Титаника» использовали 3 млн заклепок, 75 % которых были установлены вручную.


Для пополнения запасов пресной воды на борту лайнера имелась опреснительная установка производительностью 60 т в сутки. Предназначенная для питья и приготовления пищи вода проходила через фильтры и подавалась по трубопроводу на камбуз (корабельную кухню) или разносилась стюардами по каютам в графинах. Для купания в ваннах использовалась морская вода. Душами с пресной водой были оборудованы лишь каюта капитана, люкс-апартаменты и 22 каюты первого класса. Унитазы тоже были установлены только в каютах с ванными комнатами, остальным пассажирам приходилось довольствоваться общественными туалетами. На самой нижней палубе G, где размещались каюты третьего класса, туалетов не было, и пассажирам оттуда приходилось подниматься на палубу выше. Многие пассажиры, не привыкшие к современным санузлам, которые в начале XX века были еще в диковинку, не утруждали себя длительными походами по коридорам и трапам и справляли нужду в ближайших укромных уголках, чем сильно досаждали стюардам.


Все канализационные стоки лайнера сбрасывались за борт через расположенные чуть выше ватерлинии отверстия.



31 мая 1911 года «Титаник» спустили на воду. Для смазывания направляющих сходней было использовано 23 т паровозного масла, смазки, рыбьего жира и жидкого мыла. По такому случаю на набережной Белфаста и песчаных отмелях реки Лаган, куда спускали корабль, собралось около 100 тыс. человек. В этот же день верфь покидал успешно прошедший ходовые испытания «Олимпик». Примечательно, что в компании «White Star Line» было не принято проводить традиционный обряд «крещения» кораблей, в ходе которого о борт нового судна разбивается бутылка с шампанским.


После успешного спуска на воду «Титаник» был отбуксирован на достроечный причал, где на нем было установлено все оборудование, а также произведена отделка всех кают и общественных помещений. Основная часть работ была завершена к концу марта 1912 года. 30 марта новый пароход был застрахован сроком на один год в компании «Атлантик» на сумму 5 млн долларов США при том, что постройка судна обошлась в 7,5 млн. Страховка должна была покрывать как полную потерю судна, так и выход его из строя.



Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса. К услугам пассажиров первого класса, готовым заплатить за билет 3300 долларов (около 60 тыс. долларов в современном эквиваленте), были плавательный бассейн с подогревом, турецкие бани с массажисткой, сауна и электрованна с ультрафиолетовыми лампами (прототип современного солярия), корт для игры в сквош, ресторан «À La Carte», два кафе, гимнастический зал. Интерьеры кают первого класса отличались роскошью и изысканностью – они были оформлены в 19 различных стилях, включая стиль итальянского возрождения, королевы Анны, Людовика XV, георгианский, старо- и новоголландский и другие. Для оформления кают использовались полированные панели красного дерева, ореха, платана, дуба или лимона. В каждом из двух самых дорогих люкс-апартаментов были гостиная, две спальни, гардеробная, ванная, туалет и персональная прогулочная палуба длиной 15 м, обставленная канапе, плетеными креслами и горшками с растениями. Один из этих люксов занимал управляющий директор «White Star Line» Брюс Исмей, а во втором путешествовала американская миллионерша Шалотта Кардеза с сыном Томасом.


В каютах второго класса, как правило, устанавливались двухъярусные кровати со шторами, позволяющими уединиться. Помимо кроватей в каждой каюте имелись диван, гардероб и туалетный столик со складным умывальником. Стены были обшиты деревянными панелями, окрашенными в белый цвет, а на полу был постелен линолеум. Для прогулок пассажиров второго класса на открытом воздухе предназначалась кормовая часть шлюпочной палубы.


Каюты и салоны третьего класса были оформлены максимально просто: стальные стены, окрашенные в белый цвет или обшитые деревянными панелями. Билеты на путешествие в них стоили 35 долларов (650 долларов в современном эквиваленте).


По меркам того времени лайнер «Титаник» потрясал технической новизной и роскошью, воплощая в себе мечту человека о господстве над океаном. Стоит отметить, что по сравнению с современными круизными лайнерами этот корабль выглядит довольно скромно.


«Титаник» в сравнении с современным океанским лайнером


10 апреля 1912 года «Титаник» отбыл из Саутгемптона (Великобритания) в свой первый и последний рейс. Сотни богатых людей отправились в плавание на этом лайнере не потому, что им было нужно попасть в Нью-Йорк, а из желания с удовольствием провести время, как это делают пассажиры современных круизных лайнеров. Первый рейс «Титаника» задумывался как событие, сравнимое по масштабам с главным супершоу XX века. В нем решили принять участие многие знаменитости того времени: миллионер и крупный промышленник Джон Джекоб Астор IV и его жена Мадлен Астор, бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм, владелец универмага «Macy՚s» Исидор Штраус и его супруга Ида, эксцентричная миллионерша Маргарет Молли Браун, сэр Косм Дафф Гордон и его жена, популярная модельерша леди Люси Дафф Гордон, бизнесмен и игрок в крикет Джон Тайер, британский журналист Уильям Томас Стид, графиня Ротская, военный помощник президента США Арчибальд Батт, киноактриса Дороти Гибсон и многие другие. В сейфах корабля хранились золото и драгоценности на сотни миллионов долларов.


В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойное. По пути лайнер совершил остановки в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия). На пятый день пути, 14 апреля 1912 года, несколько кораблей передали сообщения об айсбергах в районе маршрута следования «Титаника», однако капитан не обратил должного внимания на полученные сигналы. К вечеру того же дня температура начала снижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки. В 23:00 с судна «Калифорниан» поступило еще одно сообщение о плавучих льдах, но радист «Титаника» прервал радиообмен раньше, чем успели передать координаты района, – он был занят отправкой личных сообщений пассажиров.


Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа в первом ряду) и старшие офицеры «Титаника»


В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг прямо по курсу и доложили об этом на капитанский мостик по телефону. Старший офицер Уильям Мэрдок дал рулевому команду: «Лево руля», ‒ однако менее чем через минуту «Титаник» столкнулся с айсбергом, в результате чего 6 из 16 водонепроницаемых отсеков судна были прорезаны в подводной части. Плывший на лайнере конструктор «Титаника» Томас Эндрюс оценил степень серьезности повреждений и сообщил всем присутствующим, что корабль неизбежно потонет. Капитан Эдвард Джон Смит приказал расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации. В это же время радисты лайнера начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока не были освобождены от исполнения своих обязанностей капитаном за несколько минут до того, как корабль пошел ко дну. Несколько суден приняли эти сигналы, но они были слишком далеко от «Титаника». Тем не менее, в 00:25 к лайнеру поспешило на помощь судно «Карпатия», находившееся на расстоянии 58 морских миль (93 км) от места крушения.



На борту «Титаника» было 20 спасательных шлюпок, общая вместительность которых составляла 1178 человек, в то время как пароход был рассчитан на 2556 пассажиров и 908 членов экипажа. Согласно действовавшему тогда британскому кодексу торгового мореплавания, число шлюпок на судне рассчитывалось не по количеству людей на борту, а по тоннажу корабля. Примечательно, что в первоначальном проекте «Титаника» была предусмотрена установка 48 шлюпок, но владельцы лайнера, уверенные в непотопляемости корабля, настояли на сокращении их числа до 20.


На тонущем судне возникла суматоха, многие не понимали, что происходит. Когда на воду стали спускать первые шлюпки, большая их часть оказалась загруженной менее чем наполовину, в них оставалось много свободных мест. Вскоре на корабле началась паника. Офицеры следили за тем, чтобы в шлюпки в первую очередь садились женщины и дети. Выжившие свидетельствовали, что первый помощник капитана Уильям Макмастер Мэрдок и главный конструктор «Титаника» Томас Эндрюс приложили немало усилий для спасения пассажиров, но сами погибли.


Около 02:15 нос «Титаника» резко опустился, и по палубам прокатилась огромная волна, смывшая многих пассажиров за борт. На лайнере погасло электрическое освещение. Быстро погружаясь, считавшийся непотопляемым «Титаник» разломился на две части и около 02:20 окончательно ушел под воду.


Соленая вода не замерзает даже при ‒1°С. Во многих шлюпках люди сидели по пояс в ледяной воде, некоторые из них просто замерзли насмерть. Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, на место крушения «Титаника» прибыла «Карпатия». Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа затонувшего лайнера, после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Согласно официальным данным, после катастрофы спаслись 60 % пассажиров кают первого класса, 44 % – второго, 25 % – третьего.


Пароход «Карпатия»


В настоящее время обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м, причем носовая его часть находится в 600 м от кормовой. Помимо двух основных фрагментов лайнера, которые сильно деформировались, по океанскому дну разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, остатки мебели и отделки кают, уголь, посуда, багаж и личные вещи пассажиров. Корма «Титаника» пострадала больше всего – при погружении в ней взорвались воздушные карманы, в результате чего отслоились палубные настилы, отвалилось двойное дно и полностью разрушились верхние палубы.


Обломки корабля покрыты многослойной ржавчиной и налетом, образованным продуктами жизнедеятельности морских микроорганизмов. Все человеческие тела полностью разложились, и теперь о них напоминают разве что несколько лежащих рядом пар обуви.



В мае 2009 года в возрасте 97 лет ушла из жизни англичанка Элизабет Гледис Милвина Дин – последняя из выживших пассажиров «Титаника», которой в день крушения корабля было всего 2 месяца и 13 дней от роду. Ее прах был развеян в порту Саутгемптона, откуда почти сто лет назад «Титаник» начал свой первый и последний рейс.


Эта статья из крутого проекта «Умный плакат «Глубины океана»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!


А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Планета Земля».