Aerospatiale SA 315B Lama

Многоцелевой вертолет Aérospatiale SA.315B Lama, на котором был поставлен рекорд высоты для всех категорий вертолетов


Длина: 12,92 м.

Высота: 3,09 м.

Диаметр несущего винта: 11,02 м.

Площадь несущего винта: 95,38 м².

Диаметр рулевого винта: 1,91 м.

Масса пустого вертолета: 1014 кг.

Нормальная взлетная масса: 1950 кг.

Максимальная взлетная масса: 2300 кг.

Экипаж: 1 человек.

Двигатель: Turbomeca Astazou IIIB.

Мощность двигателя: 649 кВт (870 л. с.) с возможностью снижения до 410 кВт (550 л. с.).

Крейсерская скорость: 190 км/ч.

Максимальная скорость: 215 км/ч.

Практическая максимальная высота полета: 4000 м.

Объем топливных баков: 575 л.

Пассажировместимость: 4 пассажира или 2 носилок с сопровождающим.

Грузоподъемность: 785 кг груза или 1000 кг на подвесе.


21 июня 1972 года французский вертолетчик-испытатель Жан Буле смог поднять специально подготовленный для установления рекорда высоты вертолет Aérospatiale SA.315B Lama на высоту 12 442 метра. Из-за экстремальных условий двигатель воспламенился и заглох, но пилоту удалось посадить летательный аппарат в режиме авторотации — когда винт вращается за счет набегающего потока воздуха. Таким образом, Жан Буле попутно установил еще один рекорд — наиболее продолжительная посадка подобным образом. Оба достижения не удалось превзойти по настоящее время.


Из-за конструктивных особенностей винтокрылые машины не предназначены для полетов на больших высотах. Как правило, они не поднимаются выше двух-трех километров. Однако в некоторых случаях специально спроектированные вертолеты могут взлетать достаточно высоко.


Работа над созданием вертолета SA.315B Lama для ВВС Индии, способного работать в высокогорных районах Гималаев, была начата французской компанией Aérospatiale (Аэроспасьяль) в 1968 году, а уже в марте 1969 года в воздух поднялся опытный образец. В отличие от прочих летательных аппаратов, вертолет имел два потолка высоты или, другими словами, мог достигнуть наибольшей высоты двумя способами. Статический потолок достигался вертолетом за счет вертикального взлета, когда аппарат поднимался вверх словно лифт. Динамический потолок отличался тем, что вертолет поднимался как бы по наклонной, предварительно разогнавшись в горизонтальном направлении. Созданный французами вертолет имел практический потолок в 4000 метров, но обладал достаточным потенциалом для установления мирового рекорда высоты подъема. В целях уменьшения веса из него было демонтировано всё лишнее оборудование, убраны дополнительные кресла и даже снята защита с рулевого винта. Стандартный топливный бак был заменен небольшим, вмещающим всего 100 литров топлива. Модифицированный двигатель вращался на 6 % быстрее, а аккумулятор и стартер убирались из вертолета сразу после запуска, чтобы еще больше облегчить машину. Единственный груз, которого не было в стандартных версиях, — кислородный баллон с маской для пилота, поскольку воздух на больших высотах сильно разрежен.


Всего за 12 минут Буле достиг максимальной высоты — 12 442 метров. Не рассчитанный на работу в экстремальных условиях (окружающая температура воздуха –60 °С и крайне низкое содержание кислорода в воздухе), газотурбинный двигатель воспламенился и заглох. Запустить его повторно без оставшихся на земле стартера и аккумулятора было невозможно. Падающий вертолет попал в слой облаков, из-за чего все его стекла обледенели. Но опытный вертолетчик смог взять ситуацию под контроль и мягко посадил вертолет в режиме авторотации, умудрившись попасть практически в ту же точку, откуда и взлетал. Ни пилот, ни машина не пострадали. Впоследствии отремонтированный вертолет эксплуатировался до 1985 года во французских Альпах, а Жан Буле за свою карьеру налетал более 9 000 часов и установил 24 мировых рекорда, оставаясь летчиком испытателем ВВС Франции вплоть до выхода на пенсию.


 

Летчик-испытатель вертолетов Жан Буле


Эта статья из крутого проекта «Умный плакат Планета Земля»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!


А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Глубины океана».