Caproni Ca.161bis

Рекордный биплан Caproni Ca.161bis, специально построенный для установления рекорда высоты


Длина: 8,25 м.

Высота: 3,5 м.

Размах верхних крыльев: 14,25 м.

Площадь крыла: 35,5 м².

Экипаж: 1 человек.

Масса пустого самолета: 1205 кг.

Максимальная взлетная масса: 1650 кг.

Двигатель: 14-цилиндровый радиальный поршневой Piaggio P.XI R.C.100, с четырехлопастным винтом.

Мощность двигателя: 750 л.с. (560 кВт).

Практический потолок: 17 083 м.

Скороподъемность: 10,3 м/с (618 м/мин).


В 30-е годы XX столетия, когда США захлестнул глубочайший экономический кризис — «Великая депрессия», во многих странах Европы установились и окрепли различные по идеологии авторитарные режимы. Франко (Испания), Салазар (Португалия), Сталин (СССР), Муссолини (Италия), Гитлер (Германия) — все эти диктаторы делали ставку на идею превосходства своей страны над остальными, поэтому всячески стремились поднять ее престиж в различных областях науки, техники, спорта и искусства. Не стала исключением и авиация — в погоне за рекордами скорости, высоты и дальности полетов принимали участие лучшие инженеры и асы практически всех стран. После того как 28 сентября 1933 года биплан Potez 506 француза Густава Лемуана покорил высоту 13 661 м, началась настоящая «высотная гонка». 11 апреля 1934 года итальянец Ренато Донати на Caproni Ca.113AQ достиг высоты 14 433 м. 21 ноября 1935 года Владимир Коккинаки из СССР на И-15 взлетел до 14 575 м. 14 августа 1936 года Жорж Детре на Potez 506 одолел 14 843 м. 28 сентября 1936 года очередной рекорд в 15 230 м установил англичанин Френсис Свейн на Bristol 138A.


Итальянцы пришли к выводу, что для достижения действительно значительного результата нужно использовать не серийные версии самолетов, а специально разработанную для полетов выше 14000 м модель. С этой целью летом 1934 года был организован «Отдел больших высот полета» — Reparto Alta Quota. Во главе этого отдела стал майор ВВС Италии Марио Пецци, брат бригадного генерала Энрико Пецци. Главным конструктором проекта назначили инженера Родольфо Вердуцио.


 

Подполковник Марио Пецци перед вылетом


По примеру англичан и французов, использовавших для полетов на больших высотах специальные скафандры, итальянцы изготовили для своего пилота герметичный костюм и шлем с иллюминатором, как у глубоководных водолазов.

Новый самолет, получивший обозначение Ca.161, использовал основные технические решения биплана Ca.113AQ. 14-цилиндровый двигатель Piaggio P.XI RC-100 развивал мощность 700 л.с. (515 кВт). Через специальный редуктор вращение от двигателя передавалось на деревянный четырехлопастный винт увеличенного диаметра.


После года наземных и летных испытаний всё было готово к рекордному полету. 8 мая 1937 года Марио Пецци, получивший к тому времени звание подполковника, смог установить новый мировой рекорд высоты — 15 655 м. Но уже 30 июня 1937 года британцы вырвали знамя первенства — М. Дж. Адам достиг высоты 16 440 м.


Инженер Вердуцио срочно занялся усовершенствованием самолета. Версия, получившая название Ca.161bis, оснащалась более мощным двигателем Piaggio P.IX RC-100T — 750 л.с. (560 кВт). 17 кг запас жидкого кислорода, размещавшийся в пяти баллонах, подавался в воздухозаборник, позволяя на 30 % увеличивать мощность двигателя на критических высотах. Кроме того, кислород подавался в самую настоящую герметичную кабину, напоминавшую формой большой кокон с окошками. Несомненно, такая кабина была намного тяжелее скафандра, но пилоту в ней было несравнимо удобнее и теплее.


22 октября 1938 года Марио Пецци снова поднял биплан в воздух. На высоте 4000 м он открыл кислород для дыхания. С 7000 м кислород из баллонов стал поступать в двигатель. За 1 час 16 минут итальянец достиг предельно возможной высоты. Два отдельных высотомера показывали значения 17 074 и 17 166 м. Спустя полчаса, после благополучного приземления, представители Международной авиационной федерации (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) признали высоту 17 083 м. Этот рекорд высоты для самолетов с поршневыми двигателями так и остался не побитым — в 1939 году началась Вторая мировая война, а после нее на сцену вышли самолеты с реактивными двигателями.


Примечательно, что на базе Ca.161bis была создана версия самолета Ca.161 Idro NS, способная взлетать с воды. На ней 25 сентября 1939 года подполковник Ди Мауро установил рекорд высоты для гидросамолетов — 13 542 м.


Гермокабина Caproni Ca.161bis


Эта статья из крутого проекта «Умный плакат Планета Земля»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!


А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Глубины океана».