МиГ-25
Реактивный истребитель МиГ-25
Длина: 22,3 м.
Высота: 6,5 м.
Размах крыла: 14,07 м.
Площадь крыла: 61,9 м².
Масса пустого самолета: 18 900 кг.
Максимальная взлетная масса: 41 000 кг.
Экипаж: 1 человек.
Тип двигателя: два турбореактивных двигателя с форсажной камерой Р-15БФ2-300.
Суммарная тяга: 265 кН (27 тс).
Максимальная скорость у земной поверхности: 1250 км/ч.
Практическая дальность: 1730 км.
Практический потолок: 21 000 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5.
Высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25 («Летучая лисица», как называли его на Западе) вошел в историю как самый быстрый самолет всех времен. На нем было установлено в общей сложности 29 мировых рекордов, многие из которых не побиты по сегодняшний день, спустя более половины столетия.
Число Маха, соответствующее скорости звука в воздушной среде (в воде и в твердом веществе скорость звука выше), используется для обозначения сверхзвуковых скоростей реактивных самолетов и баллистических ракет. В начале 1960-х годов авиастроители США разработали целый ряд самолетов, теоретически способных развивать скорость в 3 Маха, то есть перемещаться в три раза быстрее звука. Среди этих самолетов был сверхзвуковой Lockheed SR-71 «Blackbird», о котором говорили, что пущенные в него ракеты просто не могут его догнать. Поэтому 10 марта 1961 года перед конструкторским бюро Микояна-Гуревича была поставлена задача создать истребитель, который смог бы успешно отразить угрозы со стороны новейших американских самолетов. И инженеры успешно выполнили свою работу.
Компоновочная схема МиГ-25:
1. Подфюзеляжный воздушный тормоз. 2. Правый стабилизатор (задняя кромка из алюминиевого сплава). 3. Стальной лонжерон стабилизатора. 4. Титановая передняя кромка. 5. Хвостовая пята. 6. Полностью регулируемое сопло. 7. Привод сопла. 8. Правый руль направления. 9 и 15. Электростатические разрядники. 10, 33 и 49. Станция предупреждения об облучении «Сирена-3» и станция РЭБ. 11. Антенна приемоответчика. 12. Контейнер спаренного тормозного парашюта. 13. Сопло левого двигателя. 14. Левый руль направления. 16. Антенна очень высокой частоты (ОВЧ). 17. Высокочастотная антенна на передней кромке. 18. Левый киль (в основном из стали). 19. Привод руля направления. 20. Титановая обшивка задней части фюзеляжа. 21. Надфюзеляжный обтекатель. 22. Огнеупорная перегородка между отсеками двигателей. 23. Форсажная камера. 24. Патрубок охлаждающего воздуха. 25. Гидравлический привод стабилизатора. 26. Правый подфюзеляжный гребень. 27. Отсек антенн ОВЧ и РЭБ. 28. Привод элерона. 29. Правый элерон. 30. Электростатический разрядник. 31. Цельностальное крыло. 32. Обтекатель законцовки крыла. 34 и 50. Станция подсветки целей. 35. Управляемая ракета Р-40Р класса «воздух-воздух». 36. Пусковая направляющая ракеты. 37. Внешний пилон. 38. Узлы крепления пилона. 39. Титановая передняя кромка крыла. 40. Внутренний пилон. 41. Гребень крыла. 42. Смотровые люки двигателя. 43. Редуктор агрегатов двигателя. 44. Одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Р-15. 45. Левый закрылок. 46. Гидравлический привод. 47. Левый элерон. 48. Неподвижная часть задней кромки. 51. Титановая передняя кромка. 52. Гребни левого крыла. 53. Управляемая ракета Р-40Р класса «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. 54 и 66. Управляемая ракета Р-40Т с тепловой головкой самонаведения. 55. Крыльевая обшивка из нержавеющей стали. 56. Топливный бак за воздухозаборником. 57. Каналы систем и органов управления. 58. Основные топливные баки (сварные, стальные, встроенные), общая емкость 14 322 кг, герметизированы азотом. 59. Воздухопроводы для охлаждения отсека двигателя. 60. Компрессор двигателя. 61. Узлы крепления лонжерона крыла. 62. Стойка основного шасси. 63. Правое колесо. 64. Створки ниши стойки основного шасси. 65. Стойка основного шасси в убранном положении. 67. Убираемый посадочно-рулёжный прожектор. 68. Управляемые лопатки воздухозаборника. 69. В основном стальной фюзеляж. 70. Выходные патрубки воздушной системы охлаждения. 71, 86. Антенны УКВ связи. 72. Подвижные панели воздухозаборника. 73. Приводы панелей. 74. Трубка впрыскивания водометаноловой смеси в воздухозаборник. 75. Электропривод концевой части воздухозаборника. 76. Регулируемая нижняя концевая часть воздухозаборника. 77. Створка ниши передней стойки шасси и грязезащитный щиток. 78. Спаренные носовые колеса. 79. Створки ниши передней стойки шасси. 80. Аэронавигационный огонь правого борта. 81. Изогнутая внутренняя боковая стенка воздухозаборника. 82. Задний отсек авионики, оборудование связи и РЭБ. 83. Крышка фонаря, шарнирно откидываемая к правому борту. 84. Катапультируемое кресло летчика. 85. Задний гермошпангоут кабины. 87. Радиолокационный высотомер. 88. Боковой пульт. 89. Ручка управления. 90. Светозащитный козырек приборной доски. 91. Резервная визуальная система прицеливания для ракет с тепловой головкой самонаведения. 92. Панели лобового стекла. 93. Антенны системы госопознавания «свой-чужой». 94, 102. Приемник воздушных давлений. 95. Передний отсек авионики, радиолокационное и навигационное оборудование. 96. Аппаратура бортовой РЛС «Смерч-А». 97. Датчик углов атаки. 98. Механизм привода антенны РЛС. 99. Антенна РЛС. 100. Обтекатель антенны БРЛС. 101. Антенна инструментальной системы посадки.
МиГ-25 носит гордое звание «короля скорости» — это первый в мире серийный истребитель, на котором была достигнута скорость 3000 км/ч. При этом западные эксперты, наблюдавшие за самолетом в условиях боевых действий, подтверждали, что используемые для разведки версии этого истребителя могли развивать невероятную даже для современных самолетов скорость в 3,2 Маха или 3920 км/ч. Что еще более интересно — максимальная скорость истребителей МиГ-25 никогда не измерялась, речь идет лишь о результатах, показанных в ходе боевых вылетов этих самолетов во время различных вооруженных конфликтов.
Официальный мировой рекорд, установленный 5 октября 1967 года летчиком Михаилом Михайловичем Комаровым, составляет 2981,5 км/ч, но это среднее значение скорости на замкнутом 500-километровом маршруте. Реальная же скорость в этом полете, по оценкам специалистов, могла сильно превышать 4200 км/ч (3,5 Маха). И это при том, что рекорд был установлен на одной из первых модификаций МиГ-25, двигатели которого были на 25 % менее мощными, чем на последующих серийных версиях этого самолета. Из-за чрезвычайно высоких скоростей истребитель разогревался настолько, что после его посадки приходилось ждать, пока остынет его раскаленная обшивка, а фонарь кабины порой просто «приваривался» и его приходилось буквально отрезать, чтобы открыть.
Поражала и скорость набора высоты — подъем до отметки 30 000 м у этого самолета занимал чуть более трех минут. Другими словами, всего за секунду истребитель преодолевал около 150 м высоты — такое не под силу даже самому скоростному современному лифту.
А 21 августа 1977 года летчик-испытатель Александр Васильевич Федотов установил на МиГ-25 абсолютный мировой рекорд высоты полета пилотируемых самолетов с реактивными двигателями — 37 650 м. Ни один другой летательный аппарат, оснащенный авиационным, а не ракетным двигателем, так и не смог повторить это достижение.
Летчик-испытатель А. В. Федотов, установивший 18 мировых рекордов на МиГ-25
Эта статья из крутого проекта «Умный плакат Планета Земля»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!
А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Глубины океана».