Первый стратостат FNRS-1

Первый в мире стратостат FNRS-1 перед запуском


Оболочка, наполняемая водородом:

- Диаметр: 30 м

- Объем: около 14 130 м³

Гондола:

- Материал: алюминий

- Диаметр: 2,1 м

- Масса: 732 кг


27 мая 1931 года состоялся первый в мире полет стратостата FNRS-1, сконструированного швейцарским ученым Огюстом Пиккаром. Кроме того, это был первый в мире летательный аппарат с герметичной кабиной, поднявшийся в небо. Испытать построенный аппарат вызвался сам Пиккар со своим помощником Паулем Кипфером. В первом же полете стратостат поднялся на высоту 15 781 м, установив абсолютный мировой рекорд для того времени.


Огюст Пиккар послужил прототипом для многих персонажей художественной литературы — долговязый, худощавый рассеянный профессор в круглых очках, который до 47 лет не покидал заваленного книгами кабинета, вдруг умудрился подняться выше всех профессиональных авиаторов и аэронавтов благодаря своему изобретению. Предыдущий рекорд высоты составлял 13 222 м, причем установивший его на своем воздушном шаре воздухоплаватель Хоуторн Грей погиб от нехватки кислорода. Пиккар и Кипфер сумели завершить свой 17-часовой полет вполне благополучно и плавно приземлились на леднике Гургль в Швейцарских Альпах.


Многие решения, который использовал изобретатель, сегодня кажутся наивными и смешными. Так, например, на случай аварийного падения аэростата профессор и его помощник использовали импровизированные шлемы: на голову надевалась подушка, а поверх нее — корзина. По их мнению, это должно было защитить их от травм в случае падения с многокилометровой высоты. Для терморегуляции герметичную алюминиевую кабину стратостата — гондолу — выкрасили с одной стороны в белый, а с другой — в черный цвет. При повороте к Солнцу соответствующей стороной гондола должна была нагреваться или остывать. Впоследствии от системы поворота гондолы отказались, убедившись в ее недееспособности. К счастью, испывать шлемы не пришлось.


 

Пауль Кипфер и Огюст Пиккар в импровизированных шлемах рядом с гондолой своего стратостата


Тем не менее, изобретение Огюста Пиккара стало настоящим прорывом для всего человечества. Интересно, что идея стратостата также легла в основу другого, не менее революционного изобретения этого гениального ученого. При поддержке бельгийского «Национального фонда для научных исследований» (Fonds National de la Recherche Scientifique — FNRS), давшего название стратостату, позже был построен FNRS-2, но на этот раз аппарат предназначался не для покорения высот, а совсем наоборот — так назывался первый в мире батискаф, положивший начало исследованию глубин Мирового океана. Как всегда, профессор сам участвовал в испытании своего изобретения, став первым человеком в истории, который смог побывать и в стратосфере, и в глубинах океана.


Рекордное погружение на дно Марианской впадины на батискафе «Триест» до глубины, ниже которой до сих пор никто так и не смог спуститься, совершил сын Пиккара — Жак. Это произошло в январе 1960 года — спустя 30 лет с момента начала строительства первого стратостата.


Огюст и Жак Пиккары на борту батискафа собственной конструкции


Эта статья из крутого проекта «Умный плакат Планета Земля»! Хочешь узнать о нем подробнее? Тогда жми сюда!


А еще у нас есть увлекательные плакаты «Солнечная система» и «Глубины океана».