Славянские боги Солнца и огня

Если заглянуть в далекое прошлое украинского народа, то выяснится, что наши предки были язычниками и поклонялись многим богам. А еще они были солнцепоклонниками, то есть считали Солнце не небесным светилом, а огненным божеством. И только в 988 году киевский князь Владимир принял христианство сам и окрестил Русь. Впрочем, отголоски язычества можно заметить еще и сейчас, много веков спустя — в некоторых словах и привычных выражениях, традициях, элементах христианских праздников.


Поклонение Солнцу нашло отражение в языческих мифах и легендах, а также в сказках, которые дошли до наших времен. Давайте познакомимся поближе с древними славянскими богами, которых наши предки связывали с Солнцем, огнем и светом. А было их немало. 


Сварог


Сварог — небесный отец вселенной, бог небесного огня, его источник и повелитель. Принадлежит к пантеону старших богов. Род, первый бог — творец мира, породил Сварога, и тот стал мужским воплощением самого Рода. Сварог завершил процесс создания мира и стал владыкой Царства Земного. Он обустроил землю, определил законы жизни, создал Ирий (Царство Небесное), где живут боги, Синюю Сваргу, или Колесо Сварога, — страну, где живут наши славные предки, звездное небо, которое вращает сам Перун, взрастил ирийский сад. 


Древние славяне считали, что именно этот бог зажег Солнце и дал людям огонь. Он же сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы люди могли возделывать землю, дал им боевую секиру, чтобы было чем защищаться от врагов, и чашу для приготовления священного напитка. 


Сварог породил богов-сварожичей: Дажьбога, Семаргла, Световида и Перуна. А было это так. Однажды Сварог нашел волшебный камень Алатырь. Он сразу понял, что камень обладает необыкновенной силой. Тогда бог произнес магическое заклинание — и камень разросся до огромных размеров. Как гласит предание, от соприкосновения с огненным богом камень «стал бел-горюч». Алатырь настолько раскалился, что Сварог вспенил им океан — так появилась первая суша. Потом он взял свой молот, с которым никогда не разлучался, и начал ударять по Алатырь-камню, высекая из него искры. Именно из огненных искр, что рассыпались вокруг, и родились боги-сварожичи. Но бог огня на этом не остановился. Он продолжал бить молотом, и из новых искр родились ратичи — небесные воины. 


В более поздние времена полуконь Полкан Китоврас построил вокруг Алатырь-камня храм в честь Сварога. Так появилось слово «алтарь» — священное место в храме.


Древние славяне представляли Сварога в виде сурового на вид чародея-кузнеца, который даровал людям кузнечные инструменты, научил их ковать железо. Он был первейшим покровителем ремесел и всех мастеров. Любая кузница, любой горн — капище Сварога. 


Капища в честь бога-кузнеца устраивали и на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали от растительности, оставляя лишь голую землю, и на этом месте разводили костер. Идолов в капище не устанавливали. В дар Сварогу приносили творог или лошадей и кабанов, которых убивали прямо перед ритуальным костром, так чтобы кровь жертв попадала в огонь.


Дажьбог 


Один из главных, высших богов, бог Солнца (летнего). В его имени есть старославянское слово «даждь» — «давать». Стало быть, Дажьбог — «дающий блага», то есть щедрый, податель тепла и света, богатства, благополучия и счастья, бог плодородия и жизненной силы, прародитель славян. Защитник детей-сирот, одиноких стариков, странников. Бог небесного света, носящий Солнце как корону. Дажьбог был одним из наиболее почитаемых в Древней Руси (известно, что киевские князья подписывались на древних документах как «внуки Дажьбога», «дажьбожьи внуки»). Второе его имя — Огонь Сварожич. 


На весь мир славился Дажьбог силой и удалью. Прослышав об этом, Перун решил сразиться с ним, чтобы выяснить, кто сильней. Разыскал он Дажьбога, и разгорелась невиданная битва, от которой задрожала земля, пригнулись леса, а по морю разошлись высокие волны. Перун превратился в орла, а Дажьбог во льва. Лев «закогтил» орла — Перун ослабел и упал на землю. Дажьбог спросил соперника, как его зовут, и узнав, что сражался с братом, прекратил поединок. 


Наши предки не приносили жертв и даров Дажьбогу. Ему полагалось лишь усердно молиться, прося о милости и благоволении. Обычно к нему обращались по утрам, когда солнце только показывалось из-за горизонта. Считалось, что Дажьбог защищает богов и людей от злых сил и от его благосклонности зависит количество и качество собранного урожая. 


Согласно мифам, Дажьбог два раза в сутки пересекает небосклон на повозке, запряженной четверкой златогривых лошадей, а впереди него летят гуси и утки.


Хорс


Это бог Солнца-светила, солнечного круга-диска. Хорс — добрый, ласковый бог, дарующий людям тепло и свет. Представляли его в образе молодого мужчины, ночью отдыхающего на солнечных островах Радости, а днем разъезжающего по небесному своду на солнечной колеснице, запряженной солнечными конями. Утром его будит всадник на белом коне — Утренник. Перед выездом Хорса на небосвод его жена Заря-Заряница разворачивает свой золотой платок и гасит на небе звезды. Вечером об окончании работы ему сообщает всадник на черном коне — Вечерник. Ночью, когда Хорс отдыхает, его колесницу тянут волы по Млечному Пути.


И. Билибин «Василиса Прекрасная»


Хорсу посвящались праздники в дни летнего и зимнего солнцестояния. 


Коляда


Это языческое божество являлось символом Солнца-младенца. Коляда был сыном Дажьбога. Его рождение наши предки соотносили с днем зимнего солнцестояния. В этот день Коляда сменяет Световида — старое Солнце, которое уже клонится к закату. Прекрасный младенец Коляда — Солнце зарождающегося года — приходит в мир, чтобы остановить разгул злых сил, сразиться с Чернобогом и его свитой, победить их и покарать. Празднества в честь Коляды традиционно начинались в конце декабря, а также каждый раз, когда устанавливался мир после войны с враждебными племенами. Ведь Коляда считался также богом, который содействует миру и пониманию между народами. 


Коляда покровительствует ратникам, землепашцам и жрецам. 


Именно в честь этого божества в сочельник от дома к дому ходили колядники, распевая особые песни — старинные магические заговоры с пожеланиями добра и благополучия для дома, семьи, детей. Песни эти так и назывались — колядки.


Ярило


Бог силы, приносимой весенним солнцем. Ярило — сын Велеса и богини Дивы (Дивии). Миф повествует о том, что Велес обратился в цветок ландыша, который Дива сорвала во время прогулки. Богиня вдохнула аромат цветка и зачала Ярила. Так появился на свет бог плодородия и весенней силы, податель жизни и любви. 


Обряды, связанные с культом бога Ярила, совершались в дни зимнего солнцеворота, весеннего равноденствия, на Зеленые святки, в праздник Купалы. Древние славяне встречали Ярилу в день начала пахоты, а в середине лета праздновали «проводы» бога и «хоронили» его. В день «проводов» чучело Ярилы обычно нес старик. Считалось, что бог уже состарился, выполнив свою функцию. Совершенно по-другому представляли Ярилу весеннего. Это был молодой красивый юноша в белом одеянии на белом коне, босой, с венком из весенних цветов на голове и пучком ржаных колосьев в руке.


Световид 


Один из верховных богов, олицетворяющих космическое мужское родовое начало. Световид дает свет, тепло и жизнь, оживляет и оплодотворяет природу. Каждое утро приезжает он в свой небесный дом на солнечных конях, и ему отворяет врата всегда юная богиня зари Мерцана (Заря-Заряница).


Идолов Световида всегда делали огромными, больше человеческого роста. Как правило, его изображали с четырьмя лицами, и каждое смотрело в одну из четырех сторон света. Истукан имел вид молодого человека, безбородого, с вьющимися волосами и выкованным из металла рогом изобилия в руке.


Идол Световида также имел оружие: в левой руке он держал лук, а на бедре его поблескивал в серебряных ножнах огромный меч. Истукана устанавливали в храме и ограждали пурпурными занавесями. Лук и стрелы Световида символизировали лучи солнца, а меч — защиту и покровительство. 


В жертву Световиду приносили множество овец и волов, а также выпекали огромный пирог — такой, чтобы в нем уместился жрец и его не было видно. Иногда приносились и человеческие жертвы. Например, захваченного пленника вместе с конем могли пожертвовать Световиду — сжечь на костре, считая, что это вдохновит людей на борьбу с врагами.


Овсень  

Сын Дажбога, брат Коляды. Но в отличие от Коляды, который символизировал Солнце-младенца, движущегося от зимы к вершине лета, к летнему солнцестоянию, Овсень отражал представления наших предков об обратном процессе — движении к зиме.


У древних славян слово «овсень» имело несколько значений, причем значения эти менялись с течением времени. 


Во-первых, Овсень — крайний месяц осени (да и само слово «осень», очевидно, произошло от имени этого древнего бога). Во-вторых, это бог урожая, смены времен года. Его изображали как статного зрелого мужчину на огненно-рыжем коне. В-третьих, Овсень — это праздник, канун Нового года. 


Перун


Согласно верованиям наших предков, Перун — бог грозовых туч, грома, молнии и дождя. Самый знаменитый из братьев Сварожичей, повелитель четырех природных стихий. Перун считался также покровителем воинов, богом-управителем, карающим за неисполнение законов. Его атрибутами являлись дуб, гроза, гром, молнии и стрелы, а также меч, конь и боевой топор — секира. 


Н. К. Рерих «Илия Пророк»


Древние славяне верили, что Перун имеет огромную свиту прислужников. Его волю исполняют Гром и Молния, Дождь и Град, Ветры и Бури, богатыри, змеи, водяные, лешие. Этот бог повелевает и в Яви (реальном мире, в котором живут люди), и в Нави (потустороннем мире). Бог-громовержец жесток и страшен, ему следует приносить кровавые жертвы, в том числе и человеческие. 


Историками и лингвистами точно установлено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова «переть» — «ударять», «бить». То есть на современный язык его можно перевести как «разящий», «бьющий». Древние славяне верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, мечет свои стрелы на землю. «Стрелами Перуна», «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками», «перунами» называли молнии. Считалось, что бог раскалывает деревья и даже иногда попадает в живых существ, когда мечет стрелы или свой топор в разную нечисть. Ими же он карает всех непокорных. Обычно неугодные ему сгорают живьем на месте. Те же, кому удалось выжить после удара молнии, считались почти святыми. В древние времена таких счастливчиков называли «помеченными Перуном», ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские и экстрасенсорные способности.


Перед капищем Перуна поддерживали негаснущий огонь. Следили за этим специальные жрецы. Если огонь угасал, виновному грозила смертная казнь — сожжение на костре.


До наших времен дошло описание истукана Перуна, который был установлен в Киеве: тело идола было вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши, усы и борода изготовлены из золота, ноги выкованы из железа, а в руке он держал молнии, составленные из драгоценных камней.


С введением на Руси христианства начались гонения против языческой религии, и идолов прежних богов стали уничтожать. Согласно распоряжению князя Владимира, все истуканы языческих богов следовало изрубить и сжечь. Однако то ли из-за страха перед Перуном, то ли по другим причинам с его идолом поступили иначе: привязали к лошадям и в сопровождении двенадцати дружинников проволокли через город до Днепра. Перуна бросили в воду и сплавили за днепровские пороги. Таким образом грозного древнего бога как бы отправили в потусторонний мир. Ведь реки считались дорогами, которые ведут в Навь.


Перун покровительствовал миру растений и животных. Любимым цветком этого бога считался ирис. Именно из-за этого святилища Перуна имели форму шестилепесткового цветка. В каждом лепестке поддерживался неугасимый огонь, а в центре стоял идол с жертвенником. Амулеты, которые якобы даровали защиту громовержца (в первую очередь от удара молнии), зачастую имели форму ириса, а также топориков и молотов (оружие Перуна), изображений молнии и восьмилучевой звезды, которую называли Перуницей. Именно такие амулеты чаще всего находят археологи при раскопках древнеславянских поселений: на капищах и идолах этого бога, на старинных прялках, оружии, домашней утвари. 


Деревом Перуна считался дуб, животным — бык, а птицей — сорока. Но под защитой этого бога пребывали и волки, и вепри, и гнедые кони, и горох, и овес, и папоротник, и гриб-боровик. 


Знич  

Знич символизирует священный огонь, тепло, дарующее и сохраняющее жизнь, родоначальное пламя, без которого в мире не было бы ничего из ныне живущего. Также Знич — символ огня познания. Славяне считали человеческий разум воплощением энергии Знича. Кроме того, любой огонь, вызванный ли молнией, попавшей в дерево, зажженный ли человеком, тоже считался проявлением силы Знича. 


Знич — небесный бог энергии, которая проявляется во всем: в росте деревьев, весеннем пробуждении природы, в душевной силе, которая питает жизнеспособность человека. Именно благодаря Зничу растут травы и могучие деревья, становятся красивыми цветы и сильными львы. Он дарует отвагу и стойкость воинам, а также вместе с Ладой пробуждает в человеке жар пылкой любви, охраняет дом и семью.


В каждом доме алтарем Знича была печь или очаг. Существовали и специально отведенные места для поклонения этому богу. Наши предки в честь Знича поддерживали там неугасимый огонь, который, как они верили, обладал целительными свойствами. Жрецы Знича всегда помогали людям, врачуя их недуги и поддерживая тех, кого постигла беда. Зничу приносили богатые жертвы. Ему полагалась и часть военной добычи.


Семаргл


Так называли древние славяне бога огня и Луны, огненных жертвоприношений, домашнего очага, хранителя семян и посевов, посредника между людьми и богами, способного быстро путешествовать от Яви (мира людей) к Прави (миру богов) и обратно. Считалось, что Семаргл защищает мир смертных, не пуская в него зло. Бог огня и Луны будто бы мог превращаться в крылатого пса, оставляющего за собой в небе огненный шлейф, или представать перед людьми в виде молодого воина, как бы охваченного языками чистого ирийского пламени. Второе имя этого бога — Переплут.


Когда ударил Сварог по Алатырь-камню своим молотом, из искр восстали боги-сварожичи. А одна искра, высеченная Сварогом, закружилась в огненном вихре, очищающем от всякой скверны, и из него родился светозарный огнебог Семаргл. Вокруг него заклубился дым и вспыхнуло пламя. И на глазах у Сварога дым превратился в знамя Семаргла, а огонь — в серебряного коня с золотой гривой. Так и возник огнебог-всадник. Пустился вскачь Семаргл, оставляя за собой черный выжженный след и вздымая божественный ветер, из которого тотчас родился бог ветров Стрибог. 


Увидел все это Великий Черный Змей и задумал повторить то, что сделал Сварог. Подполз Черный Змей к Алатырю и тоже ударил по нему молотом. И разлетелись от горюч-камня черные искры — так появились темные силы, демоны.


Увидев тьму нечисти, вступил Семаргл в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но иссякли силы Сварожича, и мгла Черного Змея затопила всю землю. Тогда поспешил Семаргл в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.


Черный Змей отправился следом за Семарглом и начал лизать три небесных свода, чтобы влезть в небесную кузницу. Сварог с Семарглом вовремя увидели Змея, ухватили раскаленными клещами его язык, укротили его, впрягли в плуг и проложили на Земле борозду, разделив таким образом мир на Явь и Навь. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави — Черный Змей.


Семаргл — один из древнейших защитников рода человеческого. Его призывали на помощь при лечении различных болезней людей и животных. Когда у больного поднималась температура, говорили, что это Семаргл врачует его, сражаясь с недугом. 


Вий


До сих пор мы говорили о славянских огненных богах, представляющих мир Прави, но и в Нави были боги, тесно связанные с огнем. Ярким их представителем является Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — божество преисподней, ада. Именно он стал главным персонажем известной повести Н. В. Гоголя. Это главный служитель Чернобога, воевода нечисти, неумолимый и безжалостный огненный судья мертвых. Престол Вия находится внутри земли. В руках его — пламенный бич, а глаза его закрыты веками, опущенными до земли. Но судья преисподней все равно все видит и все знает. Если же его приспешники поднимают ему веки железными вилами, то он видит и то, что от других скрыто. От его взгляда человек умирает, а города и деревни обращаются в пепел.


С одной стороны, Вий жестокий бог, а с другой — справедливый. Он следит за тем, чтобы в потустороннем мире неотвратимая кара настигла всех тех, кто жил на земле нечестно, неправедно, не по совести. Вий безжалостен, у него нельзя вымолить прощение. Как бы напоминая о грядущей расплате, Вий навевает людям ужасные ночные кошмары, насылает на них эпидемии и стихийные бедствия. Это дух, несущий смерть, а также божество, отвечающее за зимнее «умирание» природы.


Эта статья дополняет замечательную книгу «Секреты огня». Если тебе интересно узнать больше про огненную стихию, тогда жми сюда!