Сигнальные костры

Конечно же, будет лучше всего, если информация из этой статьи тебе никогда не пригодится, но, учитывая, что в жизни случается всякое, она все же может оказаться весьма полезной и даже помочь тебе выжить. Речь пойдет о том, что делать, если человек или группа людей попали в аварию, потерпели бедствие, сбились с пути и не могут выйти к населенному пункту. В этих случаях, чтобы привлечь к себе внимание пролетающего мимо самолета или вертолета, проплывающего корабля или катера, нужно развести сигнальные костры. 


Еще в древности костры использовались как самый простой способ сигнализации. С незапамятных времен бдительные украинские казаки несли караул на дальних заставах. И при появлении в поле зрения врагов поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, чтобы ярким огнем на вершине холма или столбом дыма, поднимающимся в небо, оповестить всех о приближающейся опасности.


Н. К. Рерих «Сигнальные огни победы»


Казаки не были в этом первооткрывателями. Сигнальные огни применяли греки, а до них и более древние народы. Существует предположение (хотя далеко не все ученые в этом согласны), что греки позаимствовали эту систему у персов. Самое первое письменное упоминание о сигнальных огнях содержится в сообщении Геродота о сражении при Артемисии в 480 году до нашей эры. По свидетельству Полибия, значительно развил систему сигнальной информации Эней Тактик, современник Ксенофонта.


Сигнальный костер — это костер, предназначенный для подачи сигналов в виде света или дыма. Сегодня сигнальные костры разжигают в основном чтобы подать сигнал бедствия и обозначить свое местоположение, когда люди оказываются в опасной ситуации вдали от цивилизации. Благодаря сигнальным огням спасательные поисковые группы находят пострадавших за более короткое время, чем если бы поиски велись вслепую.


Стоит обратить особое внимание на то, что сигнальный костер — это не шутка, не забава и не игрушка. Не стоит разжигать его без острой необходимости: сигнальные костры разводят, только когда стоит вопрос жизни и смерти, когда группа людей или путник-одиночка не могут добраться до населенного пункта без посторонней помощи или если возникает необходимость безотлагательно доставить заболевшего или получившего травму человека в медицинское учреждение и промедление недопустимо.


Главным требованием к сигнальному костру является его заметность. Для этого он должен быть не только ярким или давать густой столб дыма, но и быстро разжигаться. Какая польза от костра, если он разгорится, когда вертолет или самолет, на помощь которого вы рассчитывали, скроется за горизонтом? 


Далее мы подробно расскажем, как правильно и быстро сложить и разжечь сигнальный костер.


Чтобы разжечь сигнальный костер, следует выстроить конструкцию по типу «шалаша»: поверх растопки под наклоном друг к другу ставятся ветки хвороста — получается своебразный конус или пирамида.


Чем более вертикально будут расположены ветки, тем быстрее и ярче будет гореть такой костер. Конструкция «шалаш» позволяет создать яркую, заметную с большого расстояния вспышку огня. Поджигать ее нужно в момент появления транспортного средства, чтобы обратить на себя внимание. Чтобы процесс разжигания не затянулся, имеет смысл поддерживать так называемый стартовый костер, то есть такой, горящими углями которого можно будет быстро разжечь сигнальный. Стартовый костер может быть небольшим — главное, чтобы он круглосуточно горел рядом с «шалашом».


Следует учесть, что на открытом месте сигнальный костер будет более заметен, чем, к примеру, в лесной чаще. Поэтому разводя такой костер, следует постараться устроить так, чтобы ни растительность, ни особенности рельефа не уменьшали его заметность.


Необходимо собрать и сложить запас хвороста и дров, чтобы в нужный момент можно было поддерживать горение столько, сколько потребуется. Часто «шалаш» сооружают на специально приподнятой платформе. Это делают для того, чтобы повысить дальность видимости сигнального костра.


Кроме хвороста и дров имеет смысл заготовить зеленые ветви растений, влажный мох и все то, что при подбрасывании в огонь будет давать густой дым. Белый дым хорошо виден на фоне зеленого леса или серых скал в светлое время суток, черный дым (чтобы вызвать его, нужно бросать в огонь покрышки, пластмассу) будет заметен в пустыне и на заснеженном пейзаже, в то время как яркий огонь без дыма привлечет больше внимания ночью.


Чарльз Марион Рассел «Сигнальный дым»


Если вы потерялись в дикой местности в сезон проливных дождей, над костром нужно соорудить навес в виде треноги, связав палки проволокой в верхней части и раздвинув нижние их концы в стороны. На середине высоты конструкции следует соорудить настил, привязав его к «ножкам». На этом настиле выстроить «шалаш», а к верхней части конструкции привязать в виде конусовидной крыши лапник или ветки с листьями. Это сооружение поможет защитить «шалаш» от намокания, а при поджигании будет выделять белый дым. Если же потребуется открытое пламя, в момент разгорания огня лапник и ветки нужно будет снять.


Если запасы хвороста и дров сильно ограничены, можно соорудить факел. Для этого в консервную банку или другую несгораемую емкость засыпается песок, смоченный горючей жидкостью, например, бензином. Такой факел мгновенно загорается и долго горит.


Если вы потерпели бедствие в горах, в зависимости от ситуации определите, где лучше развести сигнальный костер: на вершине, где в ночное время он будет заметен сразу с нескольких сторон, или на склоне — если на вершине нет возможности заготовить дрова, а сильный ветер будет мешать разжечь костер и развеет дым, снизив эффективность сигнального средства.


В лесу идеальным местом для сигнальных костров будет поляна, лесное озеро (костер на плавсредстве в виде трех плотов, засыпанных слоем земли) или река (костер на плавсредстве с якорем из веревки и камня): здесь и костер, и дым будут хорошо видны с воздуха.


Берег реки, озера или моря — тоже хорошее место для подачи сигналов: он обычно хорошо просматривается с воздуха и с воды.


Неплохой вариант и одиноко стоящее сухое дерево. Его можно использовать как основу для постройки «шалаша», обложив со всех сторон хворостом, и при появлении на горизонте судна поджечь.


Чтобы потенциальные спасатели не перепутали сигнальный костер с обычным, правильнее будет разжечь не один, а сразу три костра. Как сигнал бедствия воспринимаются три костра, расположенные в виде равностороннего треугольника или на одной линии на одинаковом расстоянии друг от друга.


Расстояние между кострами должно составлять 30‒50 метров. Отмерить его можно шагами. Достаточно помнить, что длина одного шага взрослого человека приблизительно равна 90 см.


Эта статья дополняет замечательную книгу «Секреты огня». Если тебе интересно узнать больше про огненную стихию, тогда жми сюда!