Огненные обряды древних славян

Огонь сопровождал наших предков в течение всей жизни и даже после смерти. Древние славяне жгли костры на капищах, поддерживали неугасимый огонь перед идолом Перуна. Они сжигали умерших, веря, что с пламенем погребального костра те переносятся в рай. С помощью огня проводили очистительные ритуалы, лечили недуги, огню молились и просили у него защиты. Огонь представлялся славянам живым существом, весьма своенравным, и созидающим, и разрушительным. Он мог есть и спать подобно человеку, а рассердившись за непочтительное отношение, вспыхивал пожаром. 


Погребальный обряд


Древние славяне были уверены, что душа человека бессмертна и после умирания земного тела она попадает в мир Нави. То есть смерть человека, по мнению наших предков, была не окончанием жизни, а всего лишь переходом души в иное измерение. Чтобы душе было проще попасть в мир иной, проводили особые ритуалы, связанные с проводами и погребением усопшего. 


Г. И. Семирадский «Похорон знатного руса»


Обязательной составляющей обряда было сожжение покойника. Для этого тело клали на особом помосте, который называли «крадом», или укладывали в ладью (лодку). Погребальный костер был огромным, так как наши предки верили, что именно по огненному столпу, устремленному в небо, душа уходит в мир иной. То есть огонь они воспринимали как своеобразный портал в загробный мир, божественную силу, которая помогает душе покинуть земную обитель. Считалось, что с его помощью душа также избавляется от грехов смертной плоти. 


Когда тело умершего полностью сгорало, пепел следовало развеять по ветру на берегу реки или в чистом поле. Это символизировало возвращение плоти к плоти, ведь тело человека — это часть мира Яви, а душа его принадлежит небесной материи. Далее на месте погребения проводилась тризна, которая сопровождалась песнями в честь умершего, танцами, боями и другими состязаниями. В тризне принимали участие не только родственники усопшего, но и все жители селения.


Похожие традиции существовали и у других народов, например у греков.


Купальские обряды

 

Сегодня любой школьник знает о празднике Ивана Купалы, но мало кому известно, что название это произошло от имени древнеславянского бога по имени Купало, которого описывают так: «веселый и прекрасный бог, одетый в легкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды; на голове имеющий венок из цветов купальниц; бог лета, полевых плодов и летних цветов». Купало считался сыном богини ночи Купальницы и огнебога Семаргла.


Наши предки праздновали Купалин день 24 июня (7 июля по новому стилю). Ближе к вечеру Купалина дня народ собирался на ритуальных холмах, лесных полянах, возле рек, чтобы провести в гуляниях всю ночь. Характерными ритуалами Купалина дня были разведение костров, скатывание с горы большого колеса, что символизировало начало движения солнца к зиме, сжигание соломенного чучела, символизировавшего Купалу. 


К. Лебедев «Ночь на Ивана Купалу»


Огонь для разжигания костров в Купалин день добывали трением старики. Во время церемонии добывания огня вся община стояла кругом в глубоком молчании, но как только вспыхивал огонь, все приходило в движение, оживало, веселилось. Девушки и парни опоясывались цветами, одевали на головы венки, пели песни, плясали вокруг костра и прыгали через него — как минимум трижды. Дальше костер «кормили», предлагая ему семечки, орехи, крупу и прося его об исполнении желаний. 


Г. И. Семирадский «Ночь накануне Ивана Купалы»


Когда праздник заканчивался, костер не гасили водой, не засыпали землей, а давали ему догореть. Тлеющие угольки разбирали все участники обряда и хранили дома в красном углу до следующего праздника или до того момента, когда исполнятся задуманные желания. Между двумя кострами также прогоняли скот, чтобы очистить его и защитить от нечисти. Бросали в огонь одежду болеющих людей. Купалинский огонь считался живым, царь-огнем, а купалинские очищающие костры — главной особенностью этой ночи.


Обряды на Масленицу


В марте, в дни весеннего равноденствия, наши предки отмечали один из древнейших языческих праздников — проводы зимы, Масленицу. В течение недели проводили обряды, прославлявшие солнце, предвещавшие скорое возрождение природы. В народном календаре восточных славян этот праздник отделял зиму от весны.


В. В. Архипов «Масленица. Прощёное воскресенье»


Праздничная неделя отличалась всеобщим весельем, разгулом, пиршествами. Пекли блины, символизировавшие Солнце. Завершались гуляния сожжением Масленицы. В воскресенье на возвышенном месте устанавливался длинный шест, наверху которого закреплялось колесо, символизировавшее движение солнца к весне. Это сооружение обкладывали дровами и с наступлением сумерек разводили под ним большой костер. На нем сжигалось чучело, что символизировало уход зимы, приход тепла. Все это сопровождалось весельем, катанием с горок на санях, всевозможными развлечениями.



Эта статья дополняет замечательную книгу «Секреты огня». Если тебе интересно узнать больше про огненную стихию, тогда жми сюда!