Иллюстрируя нон-фикшн: 5 вопросов Маргарите Винклер
Пока «Стремление к рассвету» Ицхака Адизеса готовится к печати и уже вот-вот встретится со своим читателем, мы бы хотели познакомить вас с талантливым иллюстратором Маргаритой Винклер, которая создала для нас обложку такой ожидаемой новинки.
С Маргаритой мы уже работали над одним проектом. Кроме обложки книги Ицхака Адизеса она проделала огромную работу с книгой украинской писательницы Таис Золотковской «Пиши. Легкий путь от идеи к книге». Обе книги можно отнести к нон-фикшн литературе, хотя и разного характера. Про особенности работы над такой литературой мы и поговорим сегодня с Маргаритой.
Расскажите как Вы начали заниматься книжной иллюстрацией. Чем работа с книгами отличается от других дизайн проектов?
Когда мне было лет девять, я подарила подруге на день рождения сказку, которую сама написала и проиллюстрировала. Называлась она «Напыщенный горшочек». Не помню детали сюжета, но, кажется, горшок был очень неугодливый и хотел, чтобы в него наливали только лучшее молоко. Ну а в конце концов разбился из-за собственной гордыни. После этой истории может сложиться впечатление, что я всегда знала, чем буду заниматься. Но на самом деле я никогда не мечтала, что у меня будет работа, связанная с рисованием, и еще лет пять назад даже не догадывалась, что иллюстратор - это профессия.
За исключением нескольких проектов, я пока работала только с книгами, поэтому о различиях мне говорить сложно. Подозреваю, что не у всех дизайнеров работа начинается с того, что они читают книгу. Читать я люблю еще больше, чем рисовать, поэтому для меня эта часть работы очень приятная.
Вы для нас работали уже над двумя книгами и обе нон-фикшн. Казалось бы, понятно для чего иллюстрировать художественную литературу, а что делать с нон-фикшн? Насколько иллюстрация нужна такой литературе? В книге украинской писательницы Таис Золотковской «Пиши», Вы помимо обложки работали и над внутренними иллюстрациями.
Иллюстрации не обязательно выполняют чисто декоративную роль. Я читаю много научно-популярной литературы по астрофизике, и в ней иллюстрации часто значительно упрощают для понимания сложные концепции, которые в текстовом виде занимают несколько страниц. Поэтому если мы говорим о книгах для взрослых, можно утверждать, что нехудожественной литературе иллюстрация требуется значительно больше, чем художественный.
Но декоративную роль также нельзя преуменьшать. Мне приятнее читать бумажные книги, но я всегда предпочту бумажной электронную версию. Исключение - это книги с красивым графическим оформлением, к которым хочется возвращаться снова и снова даже после того, как они давно прочитаны. Иллюстрации способны превратить книгу в арт-объект, даже если информация в ней сугубо практическая, такие как в книге Таис Золотковской «Пиши». Хорошие иллюстрации могут открыть в книге новый пласт смыслов, о котором автор текста мог даже не догадываться. Мне как читателю это очень интересно.
Интересен еще аспект работы над книжной обложкой. Сейчас попадая в книжный магазин можно проглядеть некоторые общие тренды в оформлении. Но все равно всегда завораживает ход мыслей и вещи, за которые цепляется глаз художника. Как у вас происходит процесс работы над обложкой? Как вы работали над новинкой нашего издательства - книгой «Стремление к расцвету» от известного «гуру менеджмента» Ицхака Адизеса?
Работа над обложкой у меня всегда начинается с прочтения книги. Если это художественная или научно-популярная литература, читаю книгу вдумчиво от начала до конца. Если мотивационная или бизнес литература, выхватываю важные моменты, остальное пропускаю. Мне нравится выносить на обложку символы и метафоры, поэтому с художественной литературой работать немного легче, ведь там символов и метафор обычно хватает. Работа с бизнес литературой - каждый раз вызов. Не хочется в тысячный раз изображать на обложке человека в офисной одежде за рабочим столом, поэтому стараюсь копнуть глубже и создавать свои метафоры. Это сложнее, получается не всегда, но это не менее интересно, чем работа с художественной литературой. Разве что аспект удовольствия от чтения для меня здесь отсутствует.
В книге «Стремление к расцвету» Адизес описывает этапы жизненного цикла компании с помощью кривой Гаусса, и у меня было несколько идей о том, как вынести ее на обложку - дословно и метафорически. Еще одна идея заключалась в том, чтобы показать погоню за расцветом как стремительное движение вверх, и именно этот вариант выбрало издательство.е догадываться. Мне как читателю это очень интересно.
Что было сложного в каждом из этих проектов, а что наоборот заряжало на работу?
Во время работы над книгой «Пиши» я чувствовала полное доверие как от Таис, так и от издательства, и это было очень приятно. В то же время это же доверие немного и пугало, ведь у меня относительно немного опыта в иллюстрации, а арт-директора, на мнение которого можно положиться, в этом случае не было. Я понимала, что если ошибусь, виновата буду только я. Но этот страх не плохой, он скорее поощряет.
По «Стремлению к рассвету», сложность заключалась лишь в том, как извлечь из сухой практической книги яркий образ для обложки.
И напоследок, какие книги Вы любите читать? И если уж наш разговор был сосредоточен на нон-фикшн литературе, то что читаете сами?
Художественной литературы читаю гораздо больше, чем нон-фикшн. От манеры написания последнее время получаю гораздо больше удовольствия, чем от сюжета, поэтому по правде читаю все подряд - лишь бы было хорошо написано. Из не художественной читаю науч поп.
Книгу "Стремление к расцвету" Ицхака Адизеса можно приобрести перейдя по ссылке:
https://bizz.monolith.in.ua/ru/books/honytva-za-rozkvitom/